История махорки
Махорка стала известна в старом свете в XVI столетии, во времена раннего ренессанса, из Нового Света в Европу завезли то, что индейцы использовали в качестве основы шаманских обрядов и ритуалов- махорку и табак. В силу своей похожести махорка и табак считались одним растением, в лучшем случае разновидностью одного. В отличии от своего близкого собрата табака, махорка проявляла потрясающую выживаемость и спокойно относилась к смене климата и погоды, лучше росла и была «крепче», от того и стала достоянием «народных масс». Для того, чтобы вырастить табак, приходилось приложить много усилий. Да и содержание никотина в нем было ниже. Из-за такой «привередливости» табак стал достоянием высокопоставленных особ, а махорка простого люда.
В XVIII столетии махорка приобрела свое общепринятое название. Довольно большое количество сырья этого растения поступало в торговый город Амерсфорт. Там его обрабатывали, делали пригодным для курения и уже готовую крупку развозили по всей Европе. Так как разницы между табаком и махоркой все еще не делали, курительную крупку называли «табаком из Амерсфорта». Это словосочетание в процессе достаточно частого употребления и трансформировалось в слово «махорка».
По мнению другой части филологов корни слова – махорка в французском языке. Из Франции в Россию попал низший сорт табака - “никонтиана рустика”. Утонченным французам этот сорт табака не пришелся по вкусу, и они говорили : amer fort (амерфор), что в переводе “горько-крепкий”. Эта характеристика “амерфорный табак” в России превратилась в “мерхорный табак”, а позднее в махорку.
Произносить его было удобно, коротко и быстро. Совсем не удивительно, что крайне быстро это «сокращение» стало употребляться во всех языках, ведь курили махорку простые люди повсюду. Украина и Россия не стали исключением.
К концу XVII века махорка добирается до Украинских земель, и лишь со временем до южных земель России. Главным образом благодаря Петровским преобразованиям. Но настоящую славу в России, махорка завоевала благодаря Петру I. Человек, который открыл «окно в Европу», был близок к народу, от того и выбрал для себя именно махорку, а не табак. Махорка завоевала популярность от деревенских лачуг до королевских дворцов – видимо Русскому человеку не чуждо ,что ни будь покрепче. Благодаря широкому распространению различалось свыше полутора десятков видов махорки, начиная от курительной крупки и заканчивая всевозможными нюхательными порошками. Без проблем, можно было выбрать махорку на любой вкус и толщину кошелька. В дореволюционной России махорка стала синонимом слова табак и его полноценным заменителем благодаря широкой доступности и распространённости среди народа. Махорка в России породила интересный ритуал - курения самокруток, состоящий из неспешного процесса скручивания самокрутки из тонкого листа бумаги (чаще всего газеты). Их изготавливали собственноручно и , курили «свежими», то есть сразу после скручивания. Мало известный факт –но им можно гордится до революционных потрясений, Россия экспортировала табак и махорку за границу, главным образом в Европу.
Именно из-за подобной сверх популярности махорка стала сходить с исторической сцены табачной промышленности. Как это часто случается в нашем мире, вмешалась не радение о здоровье человека ( аргументировано и открыто заговорили о вреде табака лишь с середины XX века), а простая человеческая жадность. Табачные фабриканты во второй половине XIX века пользуясь отсутствием государственного контроля в табачном производстве, все чаще стали добавлять в махорку не листья а стебли-бадилье. Затраты на переработку бадилья были ниже нежели на полный технологический процесс по переработки пластины махорочного листа и кроме того бадилье отличалось низким содержание никотина и специфическим запахом. Небольшое внесение бадилья в махорку постепенно привело к тому, что в пачке махорки совершенно не осталось махорочного листа. В результате из-за снижения качества курительной крупки махорка сдала свои позиции в конкурентной гонке с табаком, который начал активно входить на «сигаретный» рынок.
Лишь с приходом и зарождением советской власти ситуация немного изменилась в истории махорки. В 1931 году Микоян А.И. нарком пищевой промышленности СССР в одном из своих пламенных выступлений заявил от лица трудового народа: «Рабочий, крестьянин изнывают в труде и просят: дайте хоть немножко покурить. Трактористы, шахтеры хотят покурить - ведь без этого тяжело … На лесозаготовках говорят: “Дайте махорки!” На уборке - то же самое. Зернотрест прямо заявляет: “Хотите наладить уборку - папирос дайте”. Инженеры, приезжая с новостроек, говорят: “Все сделаем, дайте только папирос”. Нам заявляют: “Нужно заготовить масло, яйца и так далее дайте папирос - все сделаем”. Вот какое орудие теперь для экономической политики государства папиросы … А без махорки даже воевать нельзя. Махорка - это оборона. Это, правда, не пушка, не аэроплан, но и без нее на фронте трудно».
Особенно незаменимой стала махорка в самые тяжелые периоды нашей истории: во время войны. Даже те, кто попадал на фронт не курящими, в окопах не могли избежать соблазна покурить. Ведь махорка хоть как-то заглушала чувство голода и конечно немного снимала психологическое напряжение: размеренные действия в компании друзей позволяли солдатам создать некую иллюзию безопасности и комфорта.
В 1942 году началась эвакуация табачных фабрик. Начались перебои в поставках табака и махорки. Фронт требовал махорки, поэтому ничего не оставалось, как наладить производство суррогата махорки из листьев деревьев. Махорку в меньшей степени, смешивали с листьями клена и дуба в большей степени. Выпускавшеюся подобную махорку фабрикой Урицкого, в простонародье называли емко и четко- «матрасом моей бабушки». Позднее в этот «матрас» стали добавлять не только листья клена и дуба, а также осины и липы. Остряки на фронте не оставили без внимания табачные суррогаты, давая им емкие , едкие, и такие же крепкие как сама махорка названия: «Вырви глаз», «Стеноглаз», «Смерть немецким фашистам», «Память Летнего сада», «Сено, пропущенное через лошадь». «Беркленом»- называлась махорка из березово-кленовых листьев, а эрзац-табак самого низкого качества - БТЩ (бревна, тряпки, щепки).
Военный фольклор напоминал нерадивому солдату, что в обстреливавшемся снайперами городе нужно всегда быть во внимании: «Завернул козью ножку - получай “зажигалку”». Стоило солдату расслабиться, и происходила непоправимая трагедия.
После Второй Мировой войны махорка продолжала производиться активно на многих табачных фабриках вплоть до середины 80-х годов. По плановым распоряжениям заполняя главным образом армейские склады. И составляла стратегический курительный запас страны, на случай войны. Сегодня историю махорки продолжает писать компания «Табачок».